Родители будущих первоклашек с февраля устраивают ажиотаж и идут на многочисленные ухищрения, чтобы устроить ребенка в хорошую, по их мнению, школу. Для одних важна территориальная близость, для других — наличие профильных классов или отзывы об учебном заведении. Но что важно для успешной учебы ребенка в начальных классах на самом деле и как законно попасть в желаемую школу? Об этом рассказала министр просвещения России Ольга Васильева.
«По закону, мы обязаны принять каждого ребенка, школа может отказать только при отсутствии мест. В первую очередь, заполняются места теми, кто проживает на закрепленной за школой территории. Таким образом, мы обеспечиваем шаговую доступность образовательной среды», — сказала в интервью «Российской газете» Васильева.
Прием заявлений в первый класс стартует не позднее 1 февраля и продолжается до 30 июня. Где-то подать их можно и в электронной форме, где-то — только лично. Зачислить малыша в первый класс должны в течение семи дней после приема документов.«Этот принцип был всегда. Я сама, будучи еще молодым учителем, обходила вверенные нам соседние дома, чтобы точно выяснить: пойдет ли в первый класс ребенок, живущий по этому адресу», — добавила Васильева.
«Элитная» школа
Другая история, если родители хотят пристроить ребенка в престижную, по их мнению, школу в другом конце города. «Для тех же, кто проживает не близко, но все равно
хотел бы отдать ребенка именно в эту школу, прием продолжается с 1 июля вплоть
до начала учебного года. До фактического заполнения мест», — сообщила министр.
Бывает, что ради места в школе родители меняют прописку, фактически продолжая проживать в другом районе. Стоит ли это делать? «Многие считают, что возить первоклассника через весь город, поднимать его в шесть утра, оставлять на полный день, а вечером опять стоять с ним в пробках, мягко говоря, неприемлемо. Я во многом разделяю эту позицию. Мое глубочайшее убеждение, что малышей нужно больше беречь. Пешая доступность — важная вещь. Первые четыре года ребенок адаптируется, ему нужно создать максимально комфортные условия обучения», — уверена Васильева. Меню на пятерку: какие продукты сделают школьника умнее
По ее словам, различные рейтинги, показатели или баллы ЕГЭ — далеко не главное, что имеет значение в первые годы. «А главное — первый учитель, который станет вашему ребенку близким человеком, поможет ему пережить стресс, полюбить школу, найти друзей», — подчеркнула министр.
«Я знаю про ажиотаж, про силу "сарафанного радио" среди родителей в выборе, как им кажется, "элитной" школы. Мы прикладываем много усилий, выстраиваем на всей территории страны единое образовательное пространство, с едиными стандартами качества для всех школ. Начальная школа подошла к этому достаточно близко: здесь мы уже первые в мире и по читательской грамотности, и по математике, и по естественнонаучному направлению», — пояснила Васильева.
Большая нагрузка
Глава министерства просвещения также коснулась проблемы
чрезмерной нагрузки учеников начальных классов. Российские школьники тратят на «домашку»
по десять часов в неделю и больше. И якобы родители при выборе школы учитывают и то, сколько заданий ребенку дают на дом в том или ином учебном заведении.
Но, как сказала Васильева, предельная нагрузка на ребенка строго регламентирована: в первом классе домашнее задание не задают, во втором-третьем классах школьник не должен тратить на него больше полутора часов, в четвертом-пятом допускается максимум два часа. Учителя эти нормы прекрасно знают и должны на них ориентироваться. Одна из тысяч: как становятся гимнастками
«Но проблема еще и в том, что современные школьники плохо владеют функциональным чтением. Им трудно работать с текстом: понимать содержание, запоминать, анализировать. Как следствие — могут возникнуть проблемы по разным школьным предметам, дети начинают проводить за уроками весь вечер», — обратила внимание Васильева.
Министр видит из данной ситуации один выход: молодым мамам и папам нужно снова начать читать детям книжки, а не бездумно выдавать малышам гаджеты. «Это непросто, но постепенно нам нужно восстанавливать то лучшее, чем отличалась советская система образования», — заключила Васильева.