НАВЕРХ

Миф об экраноплане: есть ли будущее у «Каспийского монстра»

Фото: МО СССР
Боевые экранопланы «Каспийский монстр», «Орленок» и «Лунь» стали одними из символов оборонно-промышленного комплекса СССР, склонного к колоссальным проектам. Эти творения «сумрачного советского гения» до сих пор будоражат умы и в России, и на Западе. Хотя военные эти чудеса техники давно забраковали.

Создаваемый в России экраноплан «Чайка» А-050 станет настоящим «морским монстром», накануне сообщило американское издание We Are the Mighty.

Автор материала напомнил, что «Чайка» стала развитием легендарного «Каспийского монстра». А этот монстр в свое время послужил основой для экраноплана-ракетоносца «Лунь». Последний был малозаметен радарами, двигался со скоростью в 500 километров в час и нес шесть сверхзвуковых противокорабельных ракет.

Экраноплан «Чайка» А-050
Фото: © «ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева»

Эффект экрана

Действительно, экранопланы — уникальные транспортные средства. Эти гибриды корабля и самолета способны со скоростью в сотни километров в час двигаться на высоте нескольких метров.

Секрет их уникальных качеств — экранный эффект. Над поверхностью их поддерживает воздушная подушка, создаваемая под крылом. Работает этот эффект только на небольшой высоте — до нескольких метров. Поэтому идеальным местом для движения экраноплана является водная гладь, где нет вертикальных препятствий.

Достоинства экранопланов:

  • - От кораблей их выгодно отличает высокая скорость — от 400 до 600 километров час;
  • - В отличие от самолетов они имеют гораздо большую грузоподъемность;
  • - Амфибийность: они способны передвигаться не только над водой, но любой ровной поверхностью:
  • - Независимость от аэродромов и сложной транспортной инфраструктуры.
Недостатки:

  • - Низкая маневренность. У экранопланов, как и самолетов, есть крылья. При движении на высоте нескольких метров на скорости 500 километров час касание крылом поверхности неизбежно приведет к аварии;
  • - Управление экранопланом отличается от управления самолетом и требует сложных специфических навыков. Летчики ими управлять без переучивания не смогут;
  • - Угроза птиц, которых на рабочих высотах экранопланов множество. Столкновение с пернатыми может привести к катастрофе.

Фактор Хрущева

Об экранном эффекте авиаторы знали с 1930-х годов. Тогда же и появилась идея использовать свойства экрана для создания принципиально новой техники.

Разумеется, подобные машины просто не могли не заинтересовать военных. В СССР разработкой боевых экранопланов занялось конструкторское бюро под руководством талантливого инженера Ростислава Алексеева.

В 1962 году советскому лидеру Никите Хрущеву и членам правительства была специально организована демонстрация возможностей невиданной доселе техники. Для этого на Химкинское водохранилище был доставлен опытный экраноплан СМ-2. Он произвел на падкого на технические чудеса Хрущева сильное впечатление.

Дело было решено. В государственную оборонную программу включили раздел о разработке и производстве экранопланов для нужд Военно-морского флота и других видов Вооруженных сил СССР.

Экраноплан «Каспийский монстр»
Фото: К.Е.Сергеев / CC BY-SA 3.0

Уже к 1965 году был создан экраноплан, ставший самым большим на то время летательным аппаратом. В технической документации он именовался аббревиатурой КМ — «корабль-макет». В американской разведке это сочетание букв расшифровали как «каспийский монстр», поскольку испытывался он на Каспии.

КМ и вправду был похож на монстра. Он имел максимальную взлетную массу 544 тонны и длину в 100 метров.

«Орленок»

В результате масштабных НИОКР было принято решение разработать два вида военных экранопланов. Так был создан ударный ракетоносец огромных размеров и десантный экранолет — габаритами поменьше.

В 1972 году построили первый десантный экранолет. Ему дали название «Орленок». Он имел максимальную взлетную массу в 140 тонн и развивал скорость в 400-500 километров в час. Его особенность была в том, что он мог летать в самолетном режиме, поднимаясь на высоту до трех километров.

Экранолет «Орленок»
Фото: Alex Beltyukov / CC BY-SA 3.0

«Орленок» принимал на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две бронированные машины (танка, БТР или БМП).

Предусматривалось строительство 24 таких экранолетов. Но в 1984 году после смерти министра обороны СССР Дмитрия Устинова, известного своей симпатией к инновационным вооружениям, программу закрыли.

В целом «Орленок» был пусть и революционным, сложным и дорогим, но вполне реальным проектом. Впрочем, его закрытие совсем не опечалило командование ВМФ СССР. Высвободившиеся деньги тут же направили на строительство атомных подводных лодок.

«Лунь»

С гораздо большим недоверием и даже неприятием военные отнеслись к ударному экраноплану-ракетоносцу. Ему дали название «Лунь».

Внешний вид «Луня» потрясал воображение. Он имел восемь самолетных турбореактивных двигателей НК-87. Такие силовые установки ставили на лайнеры Ил-86. Поверх фюзеляжа были расположены шесть пусковых установок противокорабельных ракет «3М-80 Москит».

Экраноплан «Лунь»
Фото: © twitter.com/malloy79t

Максимальная взлетная масса ракетоносца составляла 380 тонн. Он мог развивать скорость до 500 километров в час и имел практическую дальность в 2 тысячи километров.

Первый полет «Лунь» совершил в 1987 году на Каспии. После успешного окончания государственных испытаний «Лунь» был в 1990 году передан в ВМФ в опытную эксплуатацию. Но распад СССР поставил крест на этом проекте.

Никчемные гиганты

По итогам испытаний и опытной эксплуатации выяснилось, что боевые экранопланы преимуществами перед самолетами и кораблями не обладают. И если «Орленок» мог эффективно выполнять специализированные десантные задачи, то зачем нужен «Лунь», военные представляли себе крайне смутно.

#Оружие
От Т-34 до «Арматы»: легендарные машины «Уралвагонзавода»

Экраноплан-ракетоносец сочетал скорее не достоинства, а недостатки. Он был слишком тихоходен и неуклюж, как самолет. Любой тип боевой авиации превосходил его по скорости и гибкости применения. А как корабль «Лунь» был слишком уязвим, не имея оборонительного вооружения. К тому же он оказался крайне дорогим в эксплуатации.

А вот в гражданских целях небольшие по размерам экранопланы зарекомендовали себя хорошо. Они оказались незаменимы для спасения людей, терпящих бедствие на море.

В такой ипостаси и будет в основном применяться новый российский экраноплан «Чайка» А-050. Так, что зря издание We Are the Mighty назвало его «монстром». Время «монстров» уже прошло.


Еще по теме
Британия поставила Украине «неполноценные» танки
Президент России пообещал уничтожить переданные Украине F‑16
Западные танки оказались беззащитны против танковых ракет ВС России
«Оникс» получили новые головки самонаведения для ударов по земле
смотреть все
Обсуждение (3)